Банально, наверное, начинать свой рассказ со слов: «я люблю путешествовать», ведь путешествовать любят все. Однако, в отличие от многих людей, которые довольствуются отелем и опцией «всё включено», я предпочитаю другой отдых. Да, безусловно, в моем графике есть пляж, загар и полное расслабление, но обычно это занимает всего пару часов в день. Потому что за те короткие 7 дней, которые я могу позволить себе вырвать из рабочего ритма, мне хочется потратить с максимальной пользой. Больше увидеть, больше узнать и как можно глубже окунуться в культуру незнакомой страны. Именно поэтому в каждом уголке мира я стараюсь брать автомобиль и без устали колесить по неизведанным просторам.
Стоимость поездки на двоих: 94 тысячи рублей
Стоимость аренды Пежо 206: 20 500 рублей
Стоимость бензина: 55 рублей за литр
Ну что, мы прилетели. Паспортный контроль занял буквально 10 минут, несмотря на то, что работало всего 5 окон, а рейсом прилетело 400 человек. К тому времени, когда мы прошли контроль, нас уже поджидали чемоданы. В общей сложности — 15 минут от самолета и до выхода из аэропорта. Но вот тут нас ждал сюрприз. Место, где мы должны были забрать свой автомобиль оказалось закрыто. Сотрудники туристической фирмы «Pegas» даже не попытались нам помочь, что, кстати, их компанию совсем не красит. Зато местная, так называемая «туристическая полиция», тут же пришла нам на подмогу. Они обзвонили всех, кого только можно, и уже через 10 минут за нами приехали из компании «Dollar» и отвезли в открытый офис. Полиция, кстати, записала все данные того, кто приехал за нами, номера машин, а также все наши данные. Переживают за туристов, однако. Офис оказался в центре Aкабы, на оживленной туристической улице. Там же мы обменяли доллары на местную валюту по весьма хорошему курсу. На первое время поменяли 600 долларов, что на их деньги вышло 420 динар (курс 100 рублей — 1 динар). К слову, ужин в ресторане: два салата, пицца, два свежих сока и кальян, обошелся в 24 динара (2400 рублей).
Автомобиль выдали за 15 минут, на карте заблокировали 500 долларов. Все стандартно.
Перекусив, мы отправились в путь до отеля. Нам предстояло проехать 17 км по ночной Иордании, а на телефоне, где был навигатор оставалось всего 3%. Мы надеялись, что хватит, но надежда умерла на середине пути, когда телефон печально потух и мы остались на темной трассе совсем одни. Интуитивно мы продолжили двигаться, как выяснилось позже, в нужном направлении. Зарядки для авто не было, а в «Пежо» входа для USB не предусмотрено. К счастью, когда мы совсем отчаялись, вспомнили про полностью заряженный Mac. Вуаля, и через 10 минут мы оказались в нашем весьма миленьком на первый взгляд отеле «Radisson». В котором нас, кстати, уже не ждали, не обнаружив в общей группе. Заселение заняло 10 минут. И мы оказались в просторном номере с видом на море и Эйлат, который раскинул свои просторы на противоположном берегу залива. Завтра начнутся приключения, а сегодня — спать.
Акаба — Мертвое море — Амман
Путь от Акабы до Мертвого моря совсем не близкий — примерно 260 км. Так что мы предусмотрительно встали пораньше, и в 8 утра уже отправились в путь. Трасса, на удивление, очень хорошая. Есть неровные участки, но никаких больших ям и чего-то подобного не встречается.
Единственная опасность подстерегающая на пути — это верблюды и бедуины, беспардонно выбегающие на дорогу. И если первых оправдать можно, ну что возьмешь с этих милых, плюшевых обитателей пустыни, то о чем думают вторые — непонятно, учитывая то, что трасса оживленная, но при этом в ночное время освещенная лишь в редких местах. Так что предупреждаю — будьте очень внимательны. Мы, к великому сожалению, стали свидетелями столкновения автомобиля с верблюдом и, поверьте, ничем хорошим это не закончилось ни для одного из участников ДТП. Кстати, предупреждения о разгуливающих верблюдах расставлены по всей дороге, а вот о бедуинах по каким-то причинам оповещать не стали.
Заправок на трассе очень мало, поэтому подумать об этом стоит заранее. Да и те, что есть — весьма своеобразные. Особенно впечатляет «М/Ж», он же «туалет». Такого я не видела, пожалуй, нигде. Правда на обратном пути, когда наш путь проходил по трассе Амман-Акаба, впечатления были чуть лучше. Но все равно весьма двоякие. Но во всяком случае, там на заправках были даже магазины, а от вида туалета в жилах не стыла кровь.
Бензин в Иордании дорогой — в среднем 55 рублей за литр, но в любом случае, это на порядок дешевле, чем в Европе. Кстати, нас на первой же заправке бессовестно развел местный заправщик, назвав количество литров ценой, в итоге мы отдали 3600 рублей вместо 2200 рублей. Разобрались уже позже, когда заправлялись во второй раз и поняли, что полный бак стоит сильно дешевле.
Пейзажи на протяжении всей дороги — просто невероятные. Бескрайние пустыни, разноцветные скалы и яркие, но редкие островки зелени среди песчаных просторов. Но советуем сильно не отвлекаться от управления автомобилем, потому что помимо животных и местных жителей на дороге может неожиданно возникнуть «лежачий полицейский». Да-да. Прямо посреди скоростной трассы. Он будет оповещать вас о том, что где-то впереди есть поселение, и даже если там стоит один дом на пустыре, вы рискуете сильно «подлететь» не сбавив скорость заблаговременно, так как «лежачие» там несуразно огромные.
Также на трассе встречаются пункты досмотра, где нужно обязательно остановиться и показать багажник. Но полиция там очень доброжелательная и приветливая, так что бояться не стоит. Во всяком случае, если вы русские девушки на маленьком «Пежо».
Очень порадовало, что обгон разрешен практически везде. Изредка встречаются знаки, запрещающие обгон, но будем откровенны, сильно за соблюдением этого требования никто не следит.
Расстояние в 260 км мы преодолели за 3 часа, это с учетом того, что мы постоянно останавливались, чтобы сделать фотографии. Трасса совсем не загружена и камер, измеряющих скорость, практически нет, так что добраться можно намного быстрее.
На подъезде к общественному пляжу «Амман», который располагается на берегу Мертвого моря и открыт абсолютно для всех, правда за 1800 рублей с человека, мы заметили интересные металические конструкции, много лестниц и чего-то еще. Решили полюбопытствовать. Выяснилось, что это каньон Муджиб, одно из красивейших мест в Иордании. Так что будет время — заезжайте. Мы не успели, но хорошенько осмотрели со стороны — впечатляет.
Но вернемся к пляжу. За свои кровные 1800 рублей, по сути, ты получаешь только возможность входа на пляж, если повезет, стул, чтобы положить вещи и вход в бассейн. Остальные услуги — за деньги. Обед стоит 1200 рублей на человека и он, преимущественно, вегетарианский, что мне было, безусловно, на руку. Из мясных блюд Аня нашла только курочку.
Намазаться лечебной грязью стоит 250 рублей, к слову, на подобном пляже в Израиле она бесплатна — «бери — не хочу». Расстроила грязь вокруг территории — бутылки, пакеты и прочий мусор. Но как только твоя нога ступает в ласковую воду Мертвого моря — все эти мелочи уходят на второй план.
Плавать, правда, в нем долго нельзя, так что после трех заплывов и обеда, кстати, довольно вкусного, мы отправились в путь в сторону Аммана. Хотелось посмотреть столицу Иордании. Мы выехали с пляжа около 15 часов дня, но добраться до центра города удалось лишь к 17 часам, хотя расстояние там всего около 80 километров. Огромные пробки на въезде в город, безумное движение в самом городе. Неуправляемые пешеходы, которые выбегают на дорогу, как дикие звери. Нервные водители и перекрытый город из-за приезда короля Иордании, окончательно испортили впечатления о столице. И, прогулявшись всего 15 минут, мы поспешили уехать домой. Людей и машин на улице было столько, что даже по широкому тротуару пройти было достаточно сложно. Наверное, мы просто попали в неудачный день и в неудачное время, так что надеемся, что вам повезет больше.
Обратно путь от центра до скоростной трассы занял около часа, хотя проехать нужно было всего 15 километров. Домой навигатор повел нас по другой дороге, которая соединяет Амман и Акабу минуя горные дороги, по которым мы ехали к Мертвому морю. Покрытие этой трассы оказалось намного хуже, а еще на ней было невероятно много полиции, которая в ночное время тормозит каждую проезжающую машину. И пусть общение с ними не сильно долгое, стоить сказать «Мы из России» и нас тут же отпускали без лишних слов, но все же, на этих вынужденных остановках мы теряли много времени. Заправки тут, как я и говорила, намного лучше. Все продавцы доброжелательны, приветливы и готовы помочь. Кстати, на всех трассах продается много фруктов и овощей, так что будьте внимательны и обязательно остановитесь купить что-нибудь вкусненькое. Особенно нас порадовала клубника и апельсины. Они были невероятно сочными и ароматными. Рекомендую! Обратная дорога заняла около четырех часов, это с учетом всех пробок в Аммане, общением с полицией и с учетом не очень хорошего дорожного покрытия и освещения трассы.
Акаба — Петра
Потерянный город Петра — одно из семи чудес света. И второе из «чудес» для меня. Рассказывать о его истории мы не будем, об этом написано очень много книг, статей и блогов. Мы расскажем об особенностях поездки на автомобиле и тонкостях, которые надо знать туристу. Трасса, ведущая от Акабы до Петры достаточно широкая и, несмотря на горную местность, на протяжении всего пути там 3 полосы. Однако удивидо невероятное количество больших грузовых машин. Мы не стали выяснять с чем это связано, но быстро поняли, что это намного страшнее верблюдов и бедуинов. Потому что водители этих громадин зачастую не смотрят в зеркала и перестраиваются на скоростной трассе в хаотичном порядке. И, конечно, совсем не соблюдают разрешенную скорость в 100 км/ч.
Дорога все время идет в гору, встречаются очень коварные повороты, так что внимание должно быть на пределе. От Акабы до Петры всего 130 км. Но имейте ввиду, что если в Акабе 28 градусов, то стрелка термометра в Петре в этот момент едва ли дотягивает до 15. Так что обязательно запаситесь теплыми вещами. Мы этого не знали, поэтому за время прогулки промерзли до косточек. Также важно знать, что на экскурсию стоит закладывать хотя бы три часа, потому что территория древнего города действительно огромная и покидать ее совсем не хочется. Кстати, также есть опция — экскурсия по ночной Петре. Начинается она в 20:30. Многие туристы остаются тут на ночь, ради того, чтобы взглянуть на эту красоту. Благо вокруг достопримечательности есть множество отелей, так что проблем с ночлегом у вас не возникнет. Дневные экскурсии закрываются в 17:00, поэтому рассчитывайте свое время. Мы вот, свое не рассчитали, потому что навигатор просто наотрез отказывался вести нас к нужному месту. Так что советуем не сильно прислушиваться к голосу из телефона и пользоваться указателями на дороге, их там достаточно много и найти «Чудо света» по ним не составляет никакого труда. Вход на территорию стоит дорого — мы заплатили 9 500 тысяч на двоих. Но учитывая ту картину, которая открывается перед глазами, мы бы заплатили и больше. Поверьте, оно того стоит. На территории вы встретите большое количество местных жителей — бедуинов. Пожалуй, самый добродушный и приятный народ.
Они предложат вам проехать по территории на лошадях, на ослах или верблюдах. Так как мы попали в заветное место достаточно поздно, а освещение там отсутствует как таковое, мы решили воспользоваться их услугами и в обратный путь отправились на осликах. С нас попросили по 2000 с человека. Но мы сошлись на 2000 за двоих, так что смело торгуйтесь. Путь оказался длинным, до выхода мы добирались практически час. В общем-то сумма вполне себе оправданная. Но, пожалуй, это был один самых ярких и веселых моментов нашего путешествия. Все бедуины свободно говорят на английском, поэтому помимо прогулки мы получили массу новых знаний от тех, кто действительно хорошо знает это место. А еще они пели нам песни, рассказывали местные байки и много шутили. Час пролетел незаметно!
Обратно в отель мы вернулись достаточно быстро, так как дорога была свободной. Правда, освещение отсутствует полностью, так что внимание было на пределе.
Акаба — Вади рам
Из-за ужасающе некомпетентных сотрудников отеля (об этом расскажу позже) нам удалось выехать в легендарную пустыню Вади Рам («Лунная долина») только в 14 часов. К счастью, от Акабы до места назначения всего 65 километров, так что к 15 часам мы уже были на месте.
Около въезда нас встретил длинноволосый мужчина, в светлых брюках и синей льняной рубахе, который даже отдаленно не напоминал бедуина. Скорее он был похож на итальянца, этакого «решалу» вопросов любой сложности. Образ бедуинов, в чудных «платьях» и с курией на голове (красный головной убор с черным обручем), был как-то милее сердцу, так что ехать с «итальянцем» мы не захотели. Но он оказался настырным и совсем не хотел уступать. Мы объяснили ему свою позицию, что осматривать столь легендарные и живописные окрестности нам хочется с местным, а вовсе не с приезжим экскурсоводом. «Итальянец» даже немного обиделся и пояснил, что он тоже бедуин, просто это его рабочая одежда (что, кстати, странно, так как все остальные были одеты традиционно).
Нам стало неловко за нашу недоверчивость к столь приветливому человеку и мы согласились поехать с ним, а он великодушно согласился переодеться в привычную туристу одежду бедуинов. Мы заплатили 5500 тысяч рублей на двоих (сюда вошла экскурсия на джипе, стареньком Land Cruiser, и, собственно, вход в природный парк). Пока мы парковали свой «Пежо», наш новый друг отправился за автомобилем. Мы ожидали увидеть какого-нибудь ветхого железного коня, но, вопреки нашим ожиданиям он подкатил на новеньком Ford Mondeo (хотя, наверное, учитывая цены на экскурсии и нескончаемый поток туристов, в этом нет ничего удивительного). На «Фордике» мы добрались до его дома, куда он заехал переодеться и сменить автомобиль на «Крузак», а мы воспользовались уборной.
Мы до конца мы так и не поняли, для одной семьи предназначалась эта комната или для двух, но ее обустройство было весьма замысловатым. В ней почему-то было два туалета, один, скажем так, «в земле», а второй обычный, который мы привыкли видеть в наших домах. Мы не стали уточнять смысла такой причуды, но если у вас есть идеи, поделитесь ими с нами в комментариях.
Я не буду утомлять вас тысячами прилагательных, которыми можно бесконечно описывать красоту Вади Рам. Скажу просто, что туда также нужно приезжать утром, и путешествовать до самого вечера, чтобы успеть насладиться той атомосферой, тем величием, который хранит эта пустыня. Кстати, бедуины добродушно посадили за руль «Крузака» меня и дали вдоволь погонять по бескрайним просторам. Время от времени они выкрикивали «Crazy girl» и хватались за ручки дверей. Но к концу поездки привыкли, включили погромче музыку и подпевали. Получилось душевно. В финале мы забрались на высоченную скалу и наблюдали, как садится солнце, а пустыня становится холодной и зловещей.
Даже сейчас, спустя две недели, когда я пишу эти строчки, мое сердце замирает. Потому что это место оставило во мне самые невероятные воспоминания и я с нетерпением жду, когда смогу вернуться туда вновь. Благо, все население Иордании — продвинутые пользователи соц сетей, так что мы со всеми на связи в фейсбуке и в инстаграм.
На следующий год мы хотим совершить своего рода паломничество в Вади Рам и пожить несколько дней жизнью бедуинов. Не стоит волноваться, это вовсе не опасно. У них существуют такие туры для всех желающих. Сон под открытым небом, еда на костре и долгие путешествия по нескончаемым горам песка.
Кстати, что касается безопасности. Пожалуй, Иордания одна из тех стран, где ты чувствуешь себя защищенным. Полиция абсолютно лояльна к туристам. Местные жители и подавно. Так что можете ничего не бояться. И вот тут уместно будет рассказать историю, которая произошла с нами по пути из Акабы к горе Небо. К тому самому месту, где по преданиям захоронен Моисей.
На одном из «Стоп постов» полицейский попросил нас выйти из машины и посмотреть на нее со стороны. «Странное желание», — подумала я, но все же подчинилась блюстителю порядка. Интересная новость ожидала меня «за бортом». На нашем беленьком «Пежо» отсутствовал передний номер. Куда он делся и в какой момент это произошло, мы не имели ни малейшего понятия. Лишь предполагали, что случилось это на одном из неожиданных «лежачих» посреди пустынной скоростной трассы. Самые тяжелые мысли легли плотным слоем на мой мозг. В своей голове я уже отменила дальнейшее путешествие и приготовилась к долгому разбирательству в полицейском участке. Нескончаемым было наше удивление, когда полицейские поняв, что мы не знаем, куда делся номер, отпустили нас с миром, попросив быть аккуратней. Правда, на следующем посту, когда нас остановили вновь, нам все же пришлось дождаться, цитирую, «Босса». Но тот, завидев мою красивую спутницу Аню, даже забыл, зачем его вызвали. Со словами: «No problem! Go!» он улыбнулся во все 32 зуба и добродушно помахал рукой. Все остальные посты мы проезжали примерно в таком же режиме и в общем-то, проездили без номеров оставшиеся два дня. Правда, при возврате автомобиля нам пришлось уплатить штраф в размере 5000 рублей. Который я, кстати, считаю не справедливым. Ведь если бы номера были прикручены на совесть, но едва ли бы нам удалось их потерять. Да и в конце концов, их могли скрутить хулиганы. Почему материальную ответственность за это должны нести туристы мы так и не поняли, и остались крайне недовольны таким отношения. Особенно учитывая то, что мы оплатили полную страховку.
Также хочется добавить пару слов про отель. Тот самый Radisson Blu Tala Bay Resort, который на Booking.com продается по самой дорогой цене из всех отелей в окрестностях Акаба. Слов и правда будет немного. Друзья, этот отель совершенно не стоит своих 10 000 рублей за ночь и уж тем более не тянет на пресловутые «5 звезд». Территория — не плохая. Еда — однообразная и очень скудная. Обслуживание — просто трагедия. В номере практически не убирались, полотенца и постельное белье не меняли. Пол не мыли. Раковину и душевую тоже. Даже после жалобы чистые полотенца давали со скрипом, практически отрывая от сердца. После разговоров с местными выяснили, что лучше всего останавливаться в отеле «Intercontinental», который находится в центре Акабы.
Надеюсь, что наш рассказ вас не сильно утомил! И мотивировал на то, чтобы отправиться в путешествие в волшебную страну Иорданию! Если у вас возникнут вопросы — с радостью ответим на них в комментариях! Приятных путешествий!
Больше путешествий на http://somanyhorses.ru/blogi/puteshestvia/